Сергей Владимирович Дворцевой, появившийся на свет летним днем 1962 года в Чимкенте (ныне часть современного Казахстана), пронизанный творческим духом и драйвом, которые впоследствии вылились в его знаменитую карьеру режиссера-документалиста. Его родители, Вера Петровна, скрупулезный инженер-картограф, и Владимир Александрович, столь же искусный инженер-геодезист, несомненно, повлияли на его детальное художественное видение.
Начало карьеры и получение образования
В школьные годы в средней школе № 29 Чимкента Сергей не только зарывался в книги, но и гонял футбольные мячи на грязных полях местной спортивной школы. Несмотря на то, что он показал достаточно хорошие результаты, чтобы его взяли на просмотр в команду второй лиги «Угольщик» из Экибастуза, стремления Сергея не ограничились футбольным полем. Он выбрал другую траекторию полета, предпочтя небо и поступив в авиационную школу.
Это решение привело его в двери Чимкентского авиационного отряда после окончания школы в 1982 году. Впоследствии Сергей расширил свой кругозор, поступив на заочное отделение Новосибирского электротехнического института на радиотехнический факультет, который окончил в 1988 году.
В мир кино его привело судьбоносное объявление в газете, побудившее поступить на режиссерский факультет неигрового кино ВКСР, где он учился под руководством Гуревича и Зеликина. Именно здесь Сергей создал свои первые шедевры, среди которых короткометражный фильм «Счастье» и дипломная работа «Хлебный день», получившие международное признание и множество наград.
После окончания ВКСР Сергей продолжил исследовать состояние человека и социальные нюансы в своих документальных фильмах «След» и «В темноте». Его выход в игровое кино с фильмом «Тюльпан» не только бросил вызов его творческим границам, но и получил высшую оценку в секции «Особый взгляд» Каннского фестиваля в 2008 году, а также другие значимые призы.
Совсем недавно, в 2018 году, его глубокий рассказ «Айка», пронзительно повествующий об испытаниях мигрантов в Москве, был отмечен в Каннах, а приз за лучшую женскую роль в фильме получила Самал Еслямова. Путь Сергея от футбольных полей Чимкента до престижных сцен международных кинофестивалей — свидетельство непреходящей силы страсти и неустанного стремления к созданию историй.
Фильмография Сергея Дворцевого
Как режиссеру, ему довелось работать над целым рядом захватывающих документальных и повествовательных фильмов, каждый из которых рассказывает свою уникальную историю.
- 1996: Счастье — Этот документальный фильм заглядывает в повседневную жизнь людей в Казахстане, показывая маленькие радости, которые определяют их существование.
- 1998: Хлебный день — пристальный взгляд на ключевую роль хлеба в казахстанском обществе, иллюстрирующий его культурное и социальное значение.
- 1999: Шоссе — Запечатлев прилив и отлив жизни вдоль оживленной казахстанской трассы, этот фильм исследует разнообразные человеческие истории, которые пересекаются на этом пути.
- 2004: В темноте — Этот документальный фильм, снятый на фоне одиночества, исследует глубины общины и изоляции в Казахстане.
- 2008: Тюльпан — международное сотрудничество, сшивающее гобелен из историй из Германии, Казахстана, России и Швейцарии.
- 2018: Aika — Этот амбициозный проект объединяет истории из Германии, Казахстана, Китая, Польши и России, исследуя богатую панораму человеческих связей.
В роли сценариста Сергей сплел запутанную историю, призванную увлечь и вызвать личный резонанс:
- 1996: Счастье — Сценарий предлагает размышления о поиске радости в простых аспектах жизни в казахских общинах.
- 1999: След — Исследуя тени истории на современной жизни, этот сценарий глубоко погружается в непреходящие отголоски прошлого в Казахстане.
- 2004: В темноте — Мой сценарий приглашает зрителей в невидимые уголки жизни, где свет и тень играют в безмолвный танец.
- 2008: Тюльпан — Этот сценарий представляет собой повествовательное одеяло, скрепляющее различные культуры и истории в единую, бесшовную историю.
- 2018: Aika — Сложное исследование пересекающихся жизней и культур, этот сценарий объединяет элементы из пяти разных стран в захватывающее повествование.
В качестве продюсера он способствовал созданию фильмов, которые резонируют с подлинностью и выражают глубокие культурные нарративы:
- 1996: Счастье — Продюсирование этого фильма позволило мне продемонстрировать присущую Казахстану красоту и простоту жизни.
- 1998: День хлеба — я стремился воспеть нашу ежедневную пищу и общинный дух, который она порождает, перенеся на экран суть казахской жизни.
- 2018: Aika — Этот фильм стал логистическим и творческим вызовом, объединив различные режиссерские команды с разных континентов, чтобы рассказать историю о сложных человеческих связях.
Премии и награды
Год | Мероприятие / Фестиваль | Награда | Фильм |
---|---|---|---|
1995 | Киев WCF ‘Юность’ | Лучший документальный фильм, Премия жюри критиков | «Счастье» |
1995 | Конкурс студенческих работ ‘Святая Анна’ | Вторая премия | «Счастье» |
1995 | МКФ ‘Послание к человеку’ | Первая премия в дебютном конкурсе | «Счастье» |
1995 | Документальный фестиваль в Ньоне | Гран-при | «Счастье» |
1995 | МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге | Премия FIPRESCI | «Счастье» |
1995 | ОКФ неигрового кино ‘Россия’ в Екатеринбурге | Премия ‘За дебют’ | «Счастье» |
1996 | МКФ антропологических и социальных документальных фильмов в Париже | Первая премия за лучший короткометражный фильм | «Счастье» |
1996 | МКФ в Сан-Франциско | Награда Cinder Spire | «Счастье» |
1996 | МКФ документальных и антропологических фильмов в Пярну | Гран-при | «Счастье» |
1996 | МКФ короткометражных фильмов в Кракове | Золотой Дракон, Премия FIPRESCI | «Счастье» |
1996 | Green Apple Award | Золотой лист за лучшую режиссуру документального фильма | «Счастье» |
1997 | МКФ короткометражных фильмов в Штутгарте | Гран-при | «Счастье» |
1997 | Кинофорум МКФ молодого кино | Серебряный и Золотой гвозди за лучший неигровой фильм | «Счастье» |
1998 | МКФ ‘Евразия’ в Алматы | Лучший режиссер | «День хлеба» |
1998 | Документальный фестиваль в Ньоне | Гран-при в категории короткометражных фильмов | «День хлеба» |
1998 | МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге | Золотая голубь | «День хлеба» |
1998 | МКФ прав человека ‘Сталкер’ в Москве | Премия REN-TV | «День хлеба» |
1999 | МКФ ‘Послание к человеку’ | Золотой кентавр в главном конкурсе | «День хлеба» |
1999 | Документальный фестиваль в Марселе | Гран-при | «След» |
1999 | МКФ в Кракове | Золотая голубь | «День хлеба» |
1999 | Фестиваль неигрового кино в Борнхольме | Первая премия за лучший короткометражный фильм | «День хлеба» |
1999 | Российский кинофестиваль в Екатеринбурге | Лучший художественный фильм, Премия кинокритиков | «Трасса» |
1999 | Ника | Лучший неигровой фильм | «Трасса» |
2000 | МКФ ‘Новое документальное кино Флаэртяна’ | Лучший художественный фильм | «Трасса» |
2008 | Каннский МКФ | Премия ‘Особый взгляд’ | «Тюльпан» |
2008 | Токийский МКФ | ‘Белый слон’ и Премия имени М. Черненко за успехи в документальном и художественном кино | «Тулпан» |
2009 | Фестиваль Первый План в Анже | Участие в главном конкурсе | «Тулпан» |
2009 | МКФ в Роттердаме | Участие в программе ‘Спектр’ | «Тулпан» |